ГБУК РК "Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко"
отдел городского абонемента
МАЯКОВСКИЙ: человек-эпоха
130 лет со Дня рождения поэта

Простой русский крепкий парень родом из живописных мест Кавказа был обречен стать любимцем советской молодежи, имея талант писать о любви и о жизни так, как не писал никто. Он ломал шаблоны в поэзии, философии и графике, соответствуя всем требованиям эпохи, чтобы быть звездой и быть воспетым через десятилетия. А эпоха сломала его...

Но творчество Маяковского слишком многих не оставляло равнодушными, чтобы преданные поклонники не начертали его имя на Олимпе российских классиков.

оооооооооооооооооооооооооооолько

ооооооо ооооооооооооооооооооооонога

ооооооооооооооооооооооооооооооооовступила в Кавказ,

оооооооооооооооооооооооооооя вспомнил,

ооооооооооооооооооооооооооооооооооочто я -

ооооооооооооооооооооооооооооооооооооогрузин".

130 лет назад, 19 июля (по новому стилю) 1893 года в Грузии в семье лесничего родился Владимир Маяковский.
Дом в селе Багдади, где родился поэт
Будущий поэт родился в день рождения своего отца, поэтому и назвали его так же - Владимиром. Отец, Владимир Константинович Маяковский, происходил из дворян, служил лесничим, и был очень добрым человеком. Сына он брал на лесные прогулки, учил ездить верхом, а более того, играл с детьми в словесные игры: каламбуры, шарады, слова-перевертыши. Володя унаследовал от отца и остроту ума и тембр голоса.
Родители подарили Владимиру не только хорошие гены, яркую внешность, но и дали достойное воспитание и образование. Их сын и дочери росли на приволье, в окружении живописных гор.

Владимир учился в гимназии, отличался не только высоким ростом, но и остроумием, находчивостью, а также способностям к рисованию. Настолько хорошо он это делал, что прочили ему стать художником.
Но семейная идиллия была разрушена, когда Маяковский-старший умер от заражения крови из-за нелепой раны. На всю жизнь у его сына Владимира будет страх заразиться от чего-либо, поэтому даже за дверные ручки он будет браться через платок.
Семья осталась без денег, и в 1906 году навсегда покинула Грузию.

Мать Маяковского, урожденная Александра Алексеевна Павленко, происходила из рода кубанских казаков

«
После похорон отца - у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых там не было

»
Молодой Маяковский
В Москве из-за неуплаты долгов Владимиру пришлось бросить обучение в гимназии. Позже он познакомился с марксистами, стал заниматься соответствующей пропагандой, за что трижды его арестовывали. Он провел в тюрьме 11 месяцев, будучи несовершеннолетним. Часто "скандалил" и начал писать стихи. Исписал он целую тетрадку. Именно этот момент поэт считал началом своего творчества.
В 1911 году подруга Маяковского богемная художница Евгения Ланг вдохновила его на занятия живописью.
Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности. Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».


Художница Евгения Ланг
Желтая блуза - тренд футуристов
Внешний облик футуристов, приглашенных для чтения лекции в петербургское Тенишевское училище, по описанию современников был таков: "Костюмы их невообразимо дики: какой-то поэт щеголял в желтой кофте. Другие надели ярко зеленые галстуки, вдели в петлицы по желтому цветку и забыли дома причесаться".
"Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего.

Желтую кофту из трех аршин заката.

По Невскому мира, по лощеным полосам его,

профланирую шагом Дон-Жуана и фата".

"Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы - гнуснейшего вида. Испытанный способ - украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор! Значит, самое заметное и красивое в человеке - галстук. Очевидно, увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук" .



Корней Чуковский так писал о молодом поэте: "...я понял, что покровительствовать Маяковскому вообще невозможно. Он был из тех, кому не покровительствуют. Начинающие поэты — я видел их множество — обычно в своих отношениях к критикам бывали заискивающи, а в Маяковском уже в ранней молодости была величавость.

Познакомившись с ним ближе, я увидел, что в нем вообще нет ничего юркого, дряблого, свойственного слабовольным, хотя бы и талантливым людям. В нем уже чувствовался человек большой судьбы, большой исторической миссии. Не то чтобы он был спесив. Но он ходил среди людей как Гулливер, и хотя нисколько не старался о том, чтобы они ощущали себя рядом с ним лилипутами, но как-то так само собою выходило, что самым заносчивым людям не удавалось взглянуть на него свысока".
Маяковский и кинематограф
Для вас кино — зрелище. Для меня — почти миросозерцание. (Маяковский)
Владимир в 13 лет впервые увидел "магию на экране". Юношу увлекал кинематограф как зрителя. Денег в семье не было, из-за чего Владимир часто тайком проникал на сеансы.
К кинематографу Маяковский обратился летом 1913 года, уже будучи по другую сторону экрана. Он увлеченно писал статьи в футуристические журналы.
В январе 1914 года вышла двадцатиминутная двухчастная трагикомедия Владимира Касьянова «Драма в кабаре футуристов №13». Это первый в мире футуристический фильм, так как итальянские футуристы снимут свои первые работы лишь в 1916 году. Съемки производились кинофирмой «Винклер и Топорков». Название картина получила в честь заведения «Розовое вино», которое также именовалось «Кабаре №13».
Оно просуществовало лишь одни сутки и находилось в Мамонтовском переулке в Москве. В качестве актеров выступили представители «Гилеи» (Владимир Маяковский, Давид и Николай Бурлюки), художник Всеволод Максимович (не дожил до премьеры, умер 1 января 1914 года в возрасте 20 лет), поэт Вадим Шершеневич. Заглавные роли исполнили представители художественной группы «Ослиный хвост» – Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Фильм являлся одновременно как своеобразной ежедневной хроникой (говоря современным языком – мокьюментари) российских футуристов, так и пародией на уголовно-приключенческие фильмы. Фильм до наших дней не сохранился, но доподлинно известно, что Маяковский исполнил в нем мистическую роль.
Поэт снялся в трех лентах, из которых сохранилась лишь "Барышня и хулиган".

Увлечение кинематографом не мешало при этом поэту заниматься более серьезным делом — прославлять революцию и быть фактически ее глашатаем.

Расцвет творчества Маяковского пришелся на 20-е годы.

ОТЕЧЕСТВО, СЛАВЬСЯ, КОТОРОЕ ЕСТЬ, И ТРИЖДЫ - КОТОРОЕ БУДЕТ

Имя Владимира Владимировича ассоциируется с истинным революционером. Нельзя сказать, что уверенность в успехе базировалась на знании всей ситуации. Он опирался на веру, ждал коммунистическое будущее как высшее благо. Творец считал, что изменится государственный строй, менталитет людей, их ценностные ориентиры.
Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О»!
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
Каким названьем тебя ещё звали?
Как обернешься ещё, двуликая?
Стройной постройкой,
грудой развалин?
Машинисту,
пылью угля овеянному,
шахтёру, пробивающему толщи руд,
кадишь,
кадишь благоговейно,
славишь человечий труд.
А завтра
Блаженный
стропила соборовы
тщетно возносит, пощаду моля,
твоих шестидюймовок тупорылые боровы
взрывают тысячелетия Кремля.
«Слава».
Хрипит в предсмертном рейсе.
Визг сирен придушенно тонок.
Ты шлешь моряков
на тонущий крейсер,
туда,
где забытый
мяукал котенок.
А после!
Пьяной толпой орала.
Ус залихватский закручен в форсе.
Прикладами гонишь седых адмиралов
вниз головой
с моста в Гельсингфорсе.
Вчерашние раны лижет и лижет,
и снова вижу вскрытые вены я.
Тебе обывательское
— о, будь ты проклята трижды! —
и моё,
поэтово
— о, четырежды славься, благословенная!
Ода революции
Каждый стих писателя о революции выражает его уверенность в коммунизме. Он описывает будущий мир, свободный от буржуазии, негативно относится к Петру Первому. В коммунизме ему видится прекрасная жизнь. Образ «Маяковский и революция» кратко характеризуется так:
  • Революция поможет очистить Русь от давления властей, запретов, ограничений, присутствующих в буржуазном мире;
  • Это борьба с жаждой личного величия, карьеризмом, корыстными помыслами;
  • Художники, писатели смогут в полной мере проявить свой талант;
  • Поэзия расцветет, обретет новый смысл. Автор сравнивает ее с тяжелым человеческим трудом, который не ценится в нынешнем мире;

  • Говоря о том, как Маяковский принял революцию, следует указать его отношение к событиям в Петрограде. Для их описания поэт использует историческую точность, филигранно соблюдая хронологию. Цитата:
«И вот неведано, из пенья толпы ль,
из рвущейся меди ли труб
гвардейцев нерукотворный,
сияньем пробивая пыль»
– характеризует восприятие событий Владимиром Владимировичем. Он верит в царствие свободы, равноправия, братского отношения в народе после завершения борьбы.
Произведения дополняются романтическими образами. Это позволяет ярче передать ощущения писателя.

"Принять или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция", - утверждал поэт.
  • 17 декабря 1918 года Маяковский впервые прочёл со сцены Матросского театра стихи "Левый марш".
  • В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм),
  • 1918 года и поставлена к годовщине революции "Мистерия-буфф"


Владимир Маяковский для нас - это непримиримый боец, своими рваными строчками несущий миру новые истины. Но немногие знают, что он еще и рисовал. Причем талантливо. В годы Гражданской войны он стал одним из художников Окон РОСТА и создавал агитационные плакаты, пропитанные сатирой и призывом к борьбе. Все-таки началась Гражданская война, и влияние на умы было просто необходимо.
Так появилось Российское телеграфное агентство, сокращенно РОСТА - в сентябре 1918 года.
РОСТА стало издавать листки, вестники, бюллетени. По сути это был центральный орган власти, отвечавший за агитацию и освещение военных новостей. Но важно было доносить вести и до простого народа, причем быстро и доходчиво. Все персонажи в Окнах Роста изображены обобщенно, но в эту обобщенность всегда заложен особый смысл. Маяковский умел выбрать определяющий признак так, чтобы зрителю «Окон» была сразу ясна классовая природа персонажа.

Последовавшие годы Гражданской войны сам Маяковский считал наиболее плодотворными в жизни. Однако с 1922 года, претерпевая все больше нападок со стороны цензуры за свои изобличительные наброски и пародии в адрес нового госаппарата, поэт начал все чаще наведываться за границу.
Во вступлении к очеркам «Мое открытие Америки» поэт писал: «Мне необходимо ездить. Обращение с живыми вещами почти заменяет мне чтение книг».
Маяковский на корриде
Маяковский в Мексике
Маяковский в Нью-Йорке
Владимир Маяковский побывал в Польше, Чехословакии, Германии, Франции, Испании, Кубе, Мексике, США. Много выступал. И хотя он не знал языков, публику все же собирал.
Последняя глава жизни
В 1928 и 1929 году известный режиссер Всеволод Мейерхольд ставит сатирические пьесы "Клоп" и "Баня", написанные Маяковским, которые вызывают травлю со стороны советской цензуры.
Декабрь 1929 – март 1930 годов – период подготовки и проведения выставки «20 лет работы Маяковского». Для Маяковского это время тяжелых раздумий и тревог, напряженного творческого труда над вступлением к поэме о пятилетке.
Выставка «20 лет работы Маяковского» задумывалась поэтом как отчет перед партией, Республикой, народом. Известно неизменно ироническое отношение поэта к юбилейной велеречивости. «Не юбилейте», – просил он в одноименном стихотворении, противопоставляя юбилейному славословию боевую программу действий.

«Последняя из написанных вещей – о выставке, так как это целиком определяет то, что я делаю и для чего я работаю», – говорил поэт на вечере, посвященном двадцатилетию своей деятельности в Доме Комсомола Красной Пресни 25 марта 1930 года.«Выставка – это не юбилей, а отчет о работе. Я требую помощи, а не возвеличения несуществующих заслуг…Я выставил потому, что хотел показать, что я сделал. Это все равно, что человек, которого вычищают из органов советской власти, он сделает выставку – что же это, тоже юбилей? Для чего я ее устроил? Я ее устроил потому, что ввиду моего драчливого характера на меня столько собак вешали и в стольких грехах меня обвиняли, которые есть у меня и которых нет, что иной раз мне кажется, уехать бы куда-нибудь и просидеть года два, чтобы только ругани не слышать".
В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В произведениях, написанных им в конце 1920-х годов, стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть. Организации выставки к 20-летию его творчества всячески мешали, а саму экспозицию никто из известных писателей и руководителей государства не посетил.

Предсмертное письмо, заготовленное двумя днями ранее до рокового выстрела, начинается словами: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…»
Владимир Маяковский был и остается поэтом и гражданином (так его называют) на страницах истории России, одним из множества лиц трагичной, но великой эпохи, а его стихотворения поражают своей глубиной и новаторством по сей день. У него есть много подражателей, но таким настоящим, как был Маяковский, наверное никто из них не будет.
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.
Материал подготовила библиотекарь 1 категории Анна Третьяк
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website